Как корейские автомобили завоевали мировой рынок
Сeйчaс труднo сeбe прeдстaвить, чтo eщe в нaчaлe 80-x гoдoв прoшлoгo вeкa мaлo ктo знaл o сущeствoвaнии aвтoмoбильнoй прoмышлeннoсти в Южнoй Кoрee. Сaмo слoвoсoчeтaниe «кoрeйский aвтoмoбиль» звучaлo нeлeпo, a нeкoтoрыe мaрки кoрeйскиx aвтoмoбилeй прoстo нe включaлись в мeждунaрoдныe aвтoкaтaлoги. Пo причинe свoeй мaлoизвeстнoсти, кoнeчнo.ИстoрияЗa пoлтoрa-двa дeсяткa лeт кoрeйцaм удaлoсь сдeлaть тo, нa чтo япoнскoму aвтoпрoму пoтрeбoвaлoсь дoбрыx пoлвeкa, a eврoпeйским и aмeрикaнским aвтoмoбилям — и тoгo бoльшe. Кoрeйцы стaвили пeрeд сoбoй зaдaчу пoкoрeния мирoвoгo рынкa, и в этoм знaчитeльнo прeуспeли.Пeрвoe пoкoлeниe Hyundai Grandeur (1986 — 1992 г. в.)Нa пeрвыx пoрax им приxoдилoсь дeмпингoвaть, прoдaвaя мaшины гoрaздo дeшeвлe бoлee имeнитыx aнaлoгoв. Этo былo нe тaк и дaвнo — в дeвянoстыx гoдax. Нo сeгoдня кoрeйский aвтoмoбиль — этo, кaк прaвилo, aвтoмoбиль, близкий пo цeнe к «oднoклaссникaм» японских и европейских марок. И не уступающий им ни в техническом уровне, ни в качестве исполнения. Даже по уровню безопасности, который оценивается европейским комитетом EuroNCAP и ему подобными, «корейцы» в последнее время сравнялись с лучшими образцами мирового автопрома.Сравним?Как видите, цены сопоставимы — если не сказать, что иногда корейцы дороже европейских или американских одноклассников!Естественно, поначалу не обошлось без заимствований у тех же европейцев, японцев и американцев. Корейские автомобилестроители приобретали лицензии, заказывали на стороне разработку дизайна и техническую доводку моделей, переманивали специалистов из ведущих компаний и т. д. И немудрено, ведь почти все будущие автогиганты ранее занимались производством бытовой техники, а некоторые корейские марки авто до сих пор ассоциируются не только с автомобилями, но и с телевизорами и холодильниками.Впрочем, это один из феноменов корейской экономики, в которой гигантские холдинги — чеболи — могут сочетать несочетаемое. К слову, некоторые модели концерна Renault-Nissan известны в Корее под маркой Samsung.Следующим этапом стало открытие технических и дизайн-центров, а также сборочных заводов в странах главных экспортных рынков, то есть в Европе и США. Хорошо спланированная и исполненная экспансия оказалась более чем удачной. И не только в плане объемов продаж: пусть в европейском конкурсе Car of The Year корейские автомобили пока не побеждали, но американскими «автомобилями года» они признавались дважды: в 2009 году — Hyundai Genesis в 2012 году — Hyundai ElantraДважды — «международным автомобилем года» International Car of the Year: в 2011 году — Hyundai Sonata в 2013 году — Kia OptimaА конкурс Autobest, в рамках которого выявляются лучшие бюджетные автомобили, принес корейцам уже три победы: в 2006 году — Kia Rio в 2012 году — Hyundai Elantra в 2014 году — Hyundai i10Про рейтинг бюджетных автомобилей в России можно узнать по ссылке.Ученик превзошел учителя? Пока еще не во всем.ДизайнТак, в техническом плане большинство корейских автомобилей не преподносят особых откровений, поскольку в их конструкции используются надежные решения, как правило, уже «обкатанные» на японских и европейских аналогах. Но и это нелохо. Период, когда корейцы лицензировали технические решения, едва успел завершиться.Другое дело — дизайн: тут уже можно смело говорить об особой, корейской школе, хотя формировалась она, естественно, под влиянием более старых школ и с привлечением их мастеров.Дизайн Hyundai SonataОдной из самых одиозных фигур в этом смысле стал Кеннет Гринли, британский профессор, бывший глава факультета транспортного дизайна лондонского Королевского колледжа искусств. У себя на родине он сотрудничал с такими именитыми брендами, как Aston Martin и Bentley, но только на посту шеф-дизайнера компании SsangYong его талант раскрылся полностью.Правда, такие творения Гринли, как внедорожники Korando и Musso, были восприняты неоднозначно, а минивэн Rodius неоднократно назывался одним из самых уродливых автомобилей планеты, зато индивидуальности этим корейским машинам не занимать.Вообще, для многих именитых стилистов работа в корейских компаниях стала своего рода отдушиной, уникальной возможностью создавать нечто новое без оглядки на историческое наследие той или иной марки. Хотя национальные черты все же прослеживались: так, серия великолепных концептов с общим обозначением HCD (Hyundai California Design) была явно рассчитана на американские вкусы, в то время как Hyundai Getz, созданный в немецком отделении компании, стал образцовым «европейцем».Однако сегодня каждый корейский бренд имеет свой фирменный стиль, и наиболее преуспела в этом компания Kia, где за дизайн отвечает Петер Шрайер, которого сделали знаменитым именно корейские проекты. Пока он не пришел в Kia, мало кто знал в лицо и по имени автора первой Audi TT и возрожденного Volkswagen Beetle, но теперь, когда он превратил эффектный и узнаваемый стиль марки в настоящий локомотив продаж, Шрайер стал знаменитостью. Более того, он стал первым в истории иностранцем, получившим пост президента в корейской компании, что лишний раз подчеркивает роль дизайна в корейском автопроме.Марки корейских автомобилейHyundaiGrand Santa Fe — достойный представитель марки HyundaiHyundai — признанный лидер корейского автомобилестроения и, соответсвенно, нашего списка корейских марок автомобилей. У компании очень широкий модельный ряд, по некоторым позициям пересекающийся с линейкой дочерней марки Kia, но модели Hyundai, как правило, позиционируются чуть выше. Кроме того, они первыми получают всевозможные технические обновления, что иногда идет не на пользу репутации бренда.Так, бюджетный автомобиль Hyundai Solaris, вышедший на рынок раньше своего клона Kia Rio, потребовал доработки подвески с учетом российских условий уже после начала продаж. Впрочем, эти проблемы давно позади, и сегодня Solaris является самой продаваемой «иномаркой» в Роcсии.Самые популярные модели Hyundai в России: Внедорожник C — ix35 Внедорожник D — Santa Fe Легковой B — SolarisKiaSportage — один из самых популярных представителей марки KiaБестселлер Kia Rio немного уступает родственному «Солярису» в количественном плане, но по общему объему продаж в России «дочка» обошла «отца» как по итогам 2013 года, так и в первом полугодии 2014-го. Отчасти это обусловлено уходом с рынка дешевых машин Hyundai таганрогской сборки, но не следует недооценивать и достоинств самих автомобилей Kia.Эффектный дизайн, разработанный командой Петера Шрайера, вкупе с адекватными ценами и точным позиционированием позволил таким моделям, как Сee’d, Cerato и Quoris обогнать «одноклассников» от Hyundai, а Picanto, Soul и Venga и вовсе не имеют аналогов в роcсийском семействе Hyundai. Как не имеет аналогово и единственный «заряженный» «кореец» на нашем рынке — Kia cee’d GT.Самые популярные модели Kia в России: Легковой C — Сee’d Легковой B — Rio Внедорожник C — SportageDaewooDaewoo Matiz до сих пор один из самых популярных бюджетных автомобилейВо многих странах уже забыли, что была когда-то корейская марка Daewoo, под которой выпускалось немало интересных автомобилей. Предприятия обанкротившейся компании сегодня работают под «крышей» концерна General Motors, и львиная доля их продукции несет эмблему Chevrolet. Такие «американокорейцы» есть и у нас: Spark, Aveo, Cruze — это прямые наследники автомобилей Daewoo.Уникальность же российского рынка состоит в том, что здесь они соседствуют со своими предками, поскольку в Узбекистане продолжают производиться автомобили Daewoo. Многолетние лидеры продаж Nexia и Matiz сохраняют конкурентоспособность исключительно благодаря невысоким ценам.SsangYongSsangyong Rexton — «честный» корейский внедорожникМарку SsangYong не все считают корейской, хотя ее штаб-квартира находится в Сеуле. Действительно, сегодня она принадлежит индийцам, которые, в свою очередь, приобрели ее у китайцев, и по техническому уровню продукция SsangYong заметно уступает «большой двойке», Hyundai и Kia. Впрочем, в плане надежности автомобили не вызывают нареканий, а по-настоящему популярными их делают привлекательные цены и редкое по нынешним временам позиционирование.В частности, модели Kyron и Rexton представляют собой «честные» корейские внедорожники, которые нынче практически исчезли из производственной программы многих других брендов. В итоге, хотя в ряду корейских марок SsangYong занимает в России последнее место, по объему продаж он опережает таких именитых производителей, как Honda, Suzuki, Peugeot, Citroen, Subaru и т. д.Однако, независимо от конкретной марки, понятие «корейский автомобиль» до сих пор является для многих синонимом понятия «автомобиль второго сорта». Рационального объяснения этому в большинстве случаев не существует, и предубеждение постепенно уходит, но наш российский менталитет чрезвычайно чувствителен к подобным вещам. Хорошая иллюстрация — национальная премия «Топ-5 Авто», где российские журналисты выбирают лучшие модели года в пяти различных категориях: за два года существования конкурса корейские автомобили не побеждали ни разу.Прочитать про автомобили немецких марок можно по ссылке.